04071 м. Київ, вул Воздвиженська 22 оф 2, office@ukrmetprom.org

Виробництво, тис. т

02 міс. 2023
02 міс. 2024
Чавун
737
1050
Сталь
708
1076
Прокат
590
900

Середньодобове виробництво, тис. т

02 міс. 2023
02 міс. 2024
Чавун
27.03.2024
12,3
17,5
Сталь
27.03.2024
11,8
17,9
Прокат
27.03.2024
9,8
15,0

Президент «Укрметаллургпрома» Александр Каленков о пошлинах ЕС, «Укрзализныце» и трендах в отрасли

О проблемах отечественной металлургии в 2018 году, о планах и вызовах отрасли в 2019, а также о специфике взаимоотношений металлургов с «Укрзализныцей» Українським Новинам рассказал президент «Укрметаллургпрома» Александр Каленков.

Какие производственные показатели украинской металлургии за прошлый год (сколько металлурги произвели чугуна, стали, проката), как они взаимоотносятся с 2017 годом?

Горно-металлургический комплекс Украины в полной мере прочувствовал на себе негативные последствия экономической ситуации в стране. Но даже учитывая потерю ряда производственных мощностей на оккупированной территории Донбасса, удалось сохранить производство стали практически на уровне 2017 г., а по производству чугуна и проката даже несколько нарастить объемы.

На протяжении всего прошлого года данные считались по двум сравнительным базам: с учетом предприятий, которые расположены на временно неподконтрольных территориях, и без учета их показателей.

За 12 месяцев 2018 года украинскими металлургическими предприятиями произведено: чугуна 20,56 млн. т (102% относительно аналогичного периода 2017 г. с учетом работы в январе-феврале 2017 г. предприятий на НКТ, или 105% без их учета), стали 21,1 млн. тонн (98,5% с учетом предприятий на НКТ, или 101% без их учета), проката 18,36 млн. т (100% с учетом предприятий на НКТ, или 103% без их учета).

Благодаря таким результатам, доля ГМК страны в общих валютных поступлениях в 2018 году составила 30,7%, для сравнения в 2017 году — 28,4 %, а «металлургическая» доля в ВВП составила до15%.

Какие планы у металлургов на этот год?

По нашим прогнозам, производство стали вырастет на 12,7 % до 23,8 млн стали. Мы считаем, что это амбициозная задача, для сравнения, в 2018 году производство стали увеличилось на 0,5 %. Достижение этих результатов во многом зависит от эффективной работы «Укрзализныци».

Какие основные риски для металлургов в этом году?

Основными внутренними и внешними рисками для металлургов остаются протекционистская политика других стран, рост себестоимости производства из-за роста тарифов государственных монополий, отток рабочих рук за границу, закрытие некоторых рынков сбыта украинской металлургической продукции, обеспечение предприятий сырьем и вывоз готовой продукции.

Конъюнктура внешних рынков остается крайне нестабильной. Дело в том, что во всех странах, которые имеют свою развитую металлургию, минимум половина поставок приходится на внутренний рынок. Поэтому, когда на мировых рынках цена падает, у них всегда есть возможность переориентироваться на свой, домашний, рынок. Для этого вводятся защитные меры, ограничивается импорт и вакуум, который образуется, заполняется металлопродукцией отечественного производителя. У нас такой возможности нет, поскольку у нас внутренний рынок занимает менее 20% металлопродукции, вырабатываемой отечественными предприятиями.

Вероятность роста потребления украинский металлопродукции внутри страны существует, но для ее реализации требуются продуманные усилия как со стороны реального сектора экономики, так и со стороны государства. Сегодня украинские металлурги, как никогда, больше всего нуждаются в развитии внутреннего рынка.

Есть ли перспектива роста внутреннего рынка?

В 2018 году внутренний рынок вырос на 6,4%. Примерно на столько же он вырос и в 2017 году, так как идет компенсация того большого падения, которое было в 2014-2015 годах. Однако импорт металлопродукции растет еще быстрее: если в 2017 году его доля на рынке Украины составляла 25,8%, то год спустя — уже 27%.

Ситуация объяснима, когда импортируется та продукция, которую наши заводы не производят, к примеру автомобильный тонкий лист или текстурированная трансформаторная сталь. Но у нас растет импорт продукции строительной номенклатуры, т.е. то что производят наши предприятия. Кроме того, сложившаяся ситуация усугубляется еще и увеличением недобросовестного импорта, в частности, со стороны металопроизводителей Китая и России.

Поэтому в начале прошлого года ОП «Укрметаллургпром» выступил в качестве основного инициатора расследования в отношении импорта оцинкованной металлопродукции из России и Китая, благодаря чему в сентябре было начато расследование по оцинкованному листу российского и китайского происхождения.

За счет чего может вырасти объем внутреннего рынка?

Рост рынка, прежде всего, зависит от развития инфраструктуры и во многом определяется объемами вложенных в нее инвестиций. Больше инвестиций – больше потребления металлопродукции. Кроме того, важно применение новых технологий в строительстве, к примеру, в Европе при строительстве потребляется в разы больше стали, чем в Украине.

В международной металлургической практике одним из основных показателей являются удельные инвестиции на тонну жидкой стали. И этот показатель свидетельствует о постепенном инвестиционном росте в отечественном ГМК. Так, если в 2014 уровень удельных инвестиций составил 15,7 долл./т, то в прошлом году этот показатель уже достиг 29,1 долл./т.

Удалось ли предприятиям, находящимся на подконтрольной территории, компенсировать потери в сортаменте и объемах, выпускавшихся предприятиями, над которыми контроль утрачен?

Здесь необходимо учитывать два важных момента. Первый – это взаимозаменяемость сортамента.  Второй момент связан с существенными изменениями в логистике, в особенности, после полного прекращения сообщения с временно неконтролируемой территорией. В частности, приоритетным стал перегон «Камыш-Заря — Волноваха», ставший, по сути, единственной снабженческой нитью для предприятий Азовского региона. И, в первую очередь, именно из-за проблем с логистикой предприятия, оставшиеся на подконтрольной территории, не сумели нарастить объемы, достаточные для компенсации потерь в объемах металлопродукции, производимой предприятиями, над которыми контроль утерян.

Например, для обеспечения нормальной загрузки мариупольских комбинатов, необходимо, чтобы пропускная способность перегона «Камыш-Заря — Волноваха» была не меньше 30 пар грузовых поездов в сутки, тогда как на данный момент этот показатель составляет всего 19 пар.

То есть одним из основных факторов снижения производства вы считаете неритмичную работу «Укрзализныци»?

Да, действительно, только из-за проблем с ПАТ «Укрзализниця» отечественный горно-металлургический комплекс недосчитался в прошлом году около 2 млн тонн стали. И мы имеем абсолютно все основания говорить, что была утрачена экспортная выручка на общую сумму эквивалентную приблизительно 1 млрд долларов.

Необходимо подчеркнуть, что мы критически зависим друг от друга, ведь 43 % перевозок грузов составляет именно продукция ГМК. К сожалению, за прошлый год мы не увидели прогресса в увеличении эффективности работы государственного монополиста.

С 1 апреля «Укрзализныця» повысила тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 14,2%. Как относятся металлурги к данному повышению? Насколько оно обоснованно?

На протяжении последних 10-15 лет, из года в год «Укрзализныця» повышает тарифы, при этом каждое повышение мотивирует необходимостью повышения качества обслуживания. В итоге, у них как был износ подвижного состава на уровне 90%, так он и остался, как было низкое качество обслуживания, так оно и остается низким.

В 2018 году у грузоотправителей расходы на железнодорожную доставку увеличились на 30-35 %, что было связано с 15% повышением тарифа в прошлом году и также либерализацией вагонной составляющей. В целом же в 2018 году грузоотправители заплатили «Укрзализныце» на 20 млрд грн больше, чем в 2017 году.

Мы выступаем за то, чтобы тарифообразование было понятным и прогнозируемым. В долгосрочном плане это может решаться только путем создания независимого регулятора — Национальной комиссии по регулированию транспорта, который разработает понятную методику и который реально сможет оценить расходы государственного монополиста.

Мы готовы работать с тарифом, который идет от реальных затрат УЗ, если затраты подтверждены независимым регулятором.

Тарифную политику»Укрзализныци»необходимо пересмотреть, поскольку бизнес должен быть убежден в том, что эти расходы обоснованы, а не завышены.

Повышение на 14,2 % экономически не обоснованно. Об этом заявляли не только мы, но и Европейская бизнес ассоциация и Американская торгово-промышленная палата. Бизнес высказался о том, что максимальное увеличение тарифов не должно превышать 7 %. Поэтому мы рассматриваем состоявшееся повышение в 14,2 % только на жестких условиях: это будет единственное повышение на год до 1 апреля 2020 года. И больше не будет никаких тарифных, нетарифных, скрытых, открытых повышений.

А как вы можете охарактеризовать сотрудничество с морскими портами?

В наших морских портах крайне завышены портовые сборы, которые за счет этого являются неконкурентоспособными, поскольку они более чем в три- четыре раза превышают портовые ставки наших ближайших соседей.

В прошлом году начало действовать решение о снижении портовых сборов на 20%, за счет снижения норматива отчисления Администрацией морских портов Украины в бюджет с 75% до 50%. Но этого явно недостаточно. Даже Всемирный банк рекомендует снизить тарифы на 60 %, и это позволит повысить грузооборот.

Какие тренды ожидаются на рынке мировой металлургии в этом году? Какие риски ожидаются в этом году?

Сохраняется проблема избыточных мощностей в металлургии. В рамках ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) сформирована постоянно действующая группа в порядке оптимизации избыточных мощностей. Пока, к сожалению, взял на себя обязательства и практически их выполнил только Китай. Еще в 2016 году они пообещали закрыть до 2020 года мощностей на 100 млн тонн стали в год — это существенная доля.  Нужно понимать, что закрывают они очень неэффективные производства, а остаются новые заводы, с которыми крайне тяжело конкурировать по себестоимости. Кроме того, на ближайшие годы в ряде стан запланировано введение дополнительных мощностей.

В прошлом году в Украине произвели 21 млн тонн стали, при этом нам приходится постоянно сталкиваться с усиливающейся конкуренцией на мировом металлургическом рынке.

Второй тренд — это протекционизм по всему миру, в первую очередь, на тех рынках, которые для нас важны. Многие говорят, что в последние годы внешние рынки демонстрируют неплохую конъюнктуру. Согласен, она неплохая в сравнении с 2014-2016 годами, когда было совсем тяжело. Но до той ситуации, которая наблюдалась в 2007-2008 годах, все равно еще очень и очень далеко. Нужно быть готовым к инициированию новых протекционистских мер со стороны стран, в которые мы экспортируем продукцию.

Какие пошлины на импорт стальной продукции были введены ЕС в отношении Украины и как Вы оцениваете их влияние на украинский экспорт?

В отсутствие развитого внутреннего рынка металлопродукции в Украине, мы рассматриваем рынок Европейского союза как свой, домашний. При этом в продолжение торговой войны инициированной правительством США в марта 2018 года, Европейской комиссией были введены предварительные меры в виде глобальных тарифных квот по разным сортаментным группам металлопродукции продукции.

С 3 февраля 2019 года вступили в действие уже окончательные меры. Введены тарифные квоты в разрезе каждого вида продукции (всего 26 категорий). Определены страны, которые имеют значительный экспорт в ЕС, и для них введены индивидуальные тарифные квоты. Для всех остальных сохранились глобальные тарифные квоты. Если индивидуальные квоты исчерпываются, страна, которая получила индивидуальную квоту, может продолжить поставку металлопродукции в уже в рамках глобальной тарифной квоты. Если и глобальная квота исчерпана – вступает в силу пошлина в 25%.

Украина попадает под ограничения по 14 видам продукции, из которых на 2 категории распространяется исключительно глобальная тарифная квота. По остальным 12 категориям для Украины определены индивидуальные квоты; кроме того, по каждой из этих категорий имеется и глобальная квота. Поэтому, если мы исчерпываем индивидуальную квоту, то в последнем квартале каждого периода мы имеем право воспользоваться глобальной квотой (если она еще останется). А когда все виды квоты будут исчерпаны, начинает действовать пошлина размером в 25%.

На сегодняшний день, в рамках первого квартала первого периода действия европейской защитной меры, полностью исчерпаны глобальные тарифные квоты по трем категориям, однако пока еще сложно прогнозировать, как будет выбираться глобальная квота на последующих этапах, как будут вести себя крупные игроки уровня Китай, Индии или Россия, поэтому риски по самому важному рынку сбыта украинской металлопродукции все еще сохраняются.

На сколько сейчас загружены производственные мощности украинских предприятий? Как много наши металлурги поставляют на рынок ЕС? Какие еще рынки находятся под угрозой?

В последний передвоенный 2013 год, загрузка мощностей украинских металлургических предприятий была 76%, и было произведено 33 млн тонн стали. С потерей предприятий на НКТ, у нас осталась номинальных мощностей примерно на 28,5 млн тонн стали в год. В 2018 году экспорт из Украины в ЕС повысился на 3,5%-4% по сравнению с 2017 г., и сейчас составляет 34,2%. Кроме рынка ЕС, на котором действуют вышеупомянутые защитные меры, важным для нас является и рынок Турции, в 2018 году экспорт составил 12,8 %.

Как много наши металлурги поставляют продукции на российский рынок?

В основном, поставки осуществляются в страны СНГ. Доля этого рынка в общем объеме украинского металлоэкспорта в прошлом году не превышала 9,1%, что на 11,8% ниже, чем в 2017 г.

Важность рынка СНГ для отечественной металлургической отрасли заметно падает. Кроме того, Евразийский экономический союз постоянно вводит против нас различные ограничения. Это и антидемпинговые меры по надуманным причинам, и защитные расследования.

Украинские компании переориентировались на другие рынки. В этом году заметно выросли поставки в Южную Америку, и страны НАФТА, в 2018 году рост нашего присутствия на азиатском рынке достиг 30%.

Вхiд
×
Реєстрація

Підтвердження реєстрації буде відправлене вам по e-mail.

×