Александр Каленков об обеспечении ломом металлургических предприятий Украины
Президент ОП «Укрметаллургпром» Александр Каленков в интервью ИА «Українські Новини» рассказал об обеспечении ломом украинских металлургических предприятий, о проблемах связанных с экспортом металлолома и прогнозах по запасам лома в Украине на ближайшее будущее.
Какие запасы лома на площадках метпредприятий на текущий момент? Насколько они ниже нормативных показателей и как менялась динамика этих запасов за последние несколько месяцев?
Прежде всего, необходимо понимать, что существует два вида металлолома: оборотный, тот, который генерируется на самом предприятии в процессе производства и привозной, который приобретается металлургическими предприятиями. При этом сегодня соотношение оборотного и привозного лома составляет примерно 35% на 65%, поскольку собственного ресурса для полноценной деятельности недостаточно.
Также есть такое понятие, как «неснижаемые запасы сырьевых ресурсов», в том числе, и металлолома — это означает, что они должны все время пополняться. К сожалению, данная категория остается актуальной и сегодня, поскольку, в отличие от той же Японии, наши предприятия не могут рассчитывать на своевременное и в полном объеме поступление необходимых сырьевых материалов и работать «с колес» по причине недостатков логистического характера, в первую очередь, железнодорожных грузоперевозок.
Для обеспечения работы украинской металлургической отрасли необходимо, чтобы месячный неснижаемый запас металлолома составлял порядка 300 тыс.т. Вместе с тем, по состоянию на 1 марта 2018 г. этот показатель не превышал 85 тыс. тонн, а к 1 апреля снизился до 65 тыс. тонн. Такие показатели можно назвать критически низкими.
В чем причина низкого уровня запасов лома?
За первый квартал 2018 года было экспортировано 140 тыс. тонн лома, по сравнению с первым кварталом прошлого года, когда было экспортировано 40 тыс. тонн — это в 3,5 раза больше и такая динамика вызывает беспокойство. Тем более в первом квартале традиционно экспортируют меньше чем в среднем по году. А сейчас мы видим ситуацию, когда объем экспорта довольно значительный. При таких темпах годовой экспорт может достичь 600 тыс. тонн. В прошлом году мы экспортировали около 486 тыс. тонн, это составляет примерно 13% от всего заготовленного. Отмечу, что это был рост 76% по сравнению с 2016 годом, и металлурги обеспечили предприятия на 91% от необходимости. Сейчас предприятия обеспечены не лучше- около 90% от необходимого. Это значит, что эти 10% перекрываются, в первую очередь, дополнительным расходом чугуна, что увеличивает себестоимость. Нас это беспокоит.
С чем связан такой рост экспорта?
Сегодня цена металлолома на мировых рынках достаточно высока, а действующая пошлина на экспорт этого стратегического ресурса из Украины в размере 30 евро за тонну, к сожалению, практически прекратила выполнять свою ограничительную функцию. Поэтому для урегулирования ситуации с обеспечением, в первую очередь, собственной металлургической отрасли металлоломом, необходимо пошлину повышать, как минимум, до 42 евро за тонну.
Чем грозит металлургам дефицит лома и как они будут выходить ситуации, когда лом будет в дефиците?
Недостаток есть и сейчас. Предприятия не обеспечиваются ломом в полной мере, они обеспечиваются на 90%. Дефицит покрывается, в первую очередь, путем повышения доли чугуна в плавке, что приводит к увеличению себестоимости продукции. А для электрометаллургов это вообще катастрофа, поскольку шихта для электродуговых печей практически на 100% состоит именно из металлолома. Вспомним к примеру, когда 2 года назад ситуация с обеспечением металлоломом была совсем критической, и электрометаллургическое производство в Днепре просто было остановлено. В условиях нынешней экономической ситуации в Украине такие остановки предприятий просто не допустимы.
Какой ущерб могут получить металлурги в случае возникновения дефицита лома?
Я могу предположить, что в условиях дефицита лома в 10%, при повышенном расходе чугуна, порядка 100 тыс. тонн продукции будет за гранью рентабельности. Это приведет к потере нескольких десятков миллионов долларов валютной выручки в бюджет страны. В прошлом году на экспорт вывезено 486 тыс. тонн лома. По нашим расчетам государство получает в бюджет от переработки лома и производства готовой продукции минимум в 3 раза больше, чем от экспорта тонны лома.
Какой прогноз по запасам лома на ближайшее будущее?
Если существующая тенденция к повышению объемов экспорта металлолома будет сохраняться, то, со временем, украинские металлургические предприятия вообще могут остаться без привозного металлолома. Это сначала приведет к сокращению производства, а затем и к его полной остановке со всеми вытекающими отсюда негативными финансово-экономическими и социальными последствиями. Причем не только не уровне отдельной отрасли, но и всей страны в целом.
По данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», на сегодняшний день металлофонд Украины составляет порядка 300 млн.т, а его износ достигает 90%. Поэтому срочно нужна программа обновления, в первую очередь, инфраструктуры, которая будет способствовать развитию внутреннего рынка для украинского горно-металлургического комплекса, что, в свою очередь, позволит решить проблему дефицита металлолома.
Какой была заготовка лома в прошлом году и какой она по-Вашему будет по итогам 2018 года?
Я не вижу, чтобы в краткосрочной перспективе украинские предприятия заготавливали лома больше. В прошлом году было заготовлено порядка 3,7 млн тонн., в 2016 году — 3,4 млн тонн, т.е. увеличили заготовку на 6%. Надеюсь, что в этом году мы тоже увеличим на 6%. Если же экспорт будет расти такими темпами как сейчас, то у нас дефицит может вместо 10% может составить 15% и более.
Какие меры по-Вашему можно принять, чтобы улучшить обеспечение ломом отечественных метпредприятий?
У нас где-то 80% лома уходит в Турцию, а 20% уходит в непризнанную республику Приднестровье. Вообще-то, это политический вопрос, который необходимо решать уже сегодня, поскольку 20% стратегического сырья вывозится в непризнанную республику, где оно перерабатывается в готовую продукцию и отправляется на те же рынки, на которых мы конкурируем. Причем приднестровские предприятия субсидируются по полной программе: и по газу (их россияне субсидируют) и по электроэнергии. Учитывая это, отпускать 20% нашего экспорта лома в Приднестровье не допустимо. Если мы создаем список ограничения экспорта товаров с Россией, наверное, имеет смысл сделать это и в отношении Приднестровья. Кроме того, у нас очень большие надежды на законопроект №8226, который зарегистрирован сейчас находится на рассмотрении в Верховной Раде (он предлагает сохранить пошлину на экспорт лома на 3 года и повысить ее до 42 евро за тонну).
Насколько эффективно было повышение пошлины на лом до 30 евро/тонна?
Когда вводилось пошлина 30 евро/тонна, то соотношение цены было 18-19%. Сейчас соотношение 12-13% и поэтому пошлина не играет сдерживающую роль. Мы очень надеемся, что, во-первых, пошлина будет продлена, во-вторых, увеличена до 42 евро за тонну, что позволит сохранить ее сдерживающую роль. Вообще ситуация, когда в мире все занимаются протекционизмом, когда закрываются не только рынки США, но и Турции, возрастает конкуренция, украинские предприятия ведут борьбу за каждую копейку. Допускать экспорт металлолома, оставляя свои предприятия без сырья, — это не очень дальновидная и неправильная государственная политика. Я надеюсь, что мы найдем взаимопонимание и с парламентариями, и с Кабинетом министров.
В прошлый раз первоначальная редакция этого законопроекта была ветирована Президентом. Насколько такие ограничения соотносятся с международными договоренностями Украины?
Законопроект полностью соответствует всем нормам международного законодательства, в том числе европейского. Мы провели консультации и работали по этому вопросу с одними из лучших европейских консультантов и юристов. Нужно понимать, что Украина сегодня находится в условиях военного конфликта на Востоке, а чтобы обеспечить оборону, восстановить разрушенную инфраструктуру необходимо обеспечить предприятия металлоломом для изготовления металлопродукции, в том числе спецстали и брони. Если не будет металлолома, мы броню свою будем импортировать, что, к сожалению, уже происходит по некоторым ее видам. Экономическая безопасность также важна для страны. Пошлина вводилась временно, для того, чтобы компенсировать временную потерю территорий, которые давали большой объем металлолома, для сохранения оборонного потенциала и повышения экономической безопасности страны. Насколько я помню, это статья 21 Генерального соглашения о тарифах и торговле (соглашение, на основе которого была образована Всемирная торговая организация), которая позволяет вводить подобные меры. Европейцы были обеспокоены, однако их беспокойство не нашло подтверждения, так как на Европу эта повышенная ставка не распространяется. Более того, мы вместе с аграриями наиболее экспортноориентированная отрасль, мы крайне зависим от того, как будет восприниматься Украина на международной арене. «Укрметаллургпром» все эти последствия просчитывал и для нас это обоснованная позиция. Мы уверены в своей правоте и готовы отстаивать свою позицию.
Если депутаты в этом году не продлят действие пошлины как это скажется на рынке?
Тогда ситуация будет иметь катастрофические последствия, она приведет к подорожанию лома. Также предприятия столкнутся с дефицитом в обеспечении сырья. Если будет принято такое решение, то потери для бюджета составят более миллиарда гривен. Более 30 стран так или иначе ограничивают экспорт металлолома. Тем более, которые имеют свою металлургическую промышленность.